Днепр туристический на Смоленщине

Возвращение легенды


        К написанию этой записки  привели различные обстоятельства.

1.    Общие гидрологические данные

     Днепр - третья по длине и площади бассейна река в Европе (после Волги и Дуная). Длина Днепра – 2145 км., площадь водосбора – 504 тыс. км2. 22 % бассейна реки расположено на территории России, 23 % - в Республике Беларусь и 55 % - в Украине. Здесь находится значительное число больших городов: Дорогобуж, Смоленск, Орша, Могилев, Речица, Киев, Черкассы, Кременчуг, Днепродзержинск, Днепропетровск, Запорожье, Никополь, Херсон.

    Днепр берет начало из небольшого мохового болота Сычевского района у д.Дудкино Смоленской области и впадает несколькими рукавами в Днепровский лиман Черного моря. Протяженность Днепра по территории Смоленской области - 499 км. Это единственная область России, по территории которой протекает Днепр.

          2. Исторический обзор

           Многочисленные речные пути образовывали сеть коммуникаций на Руси начиная с VIII века, и прежде всего путь по Неве, Волхову, Ловати и Днепру. Эти реки связывали восточную часть Балтийского моря с Черным морем - знаменитый путь "из варяг в греки". Этот путь - своеобразный становой хребет центральных частей Руси со Старой Ладогой, Новгородом, Смоленском и Киевом. Эти города были ключевыми центрами на огромных географических пространствах восточной Европы.

            Найденные на территории области артефакты позволяют предположить, что первые признаки участия населения Смоленщины в международной торговле относятся к первой половине - середине IXв. Формирование инфраструктуры военно-торговых путей к северу от Днепра происходит в последней четверти IX — первой половине X вв., а ее расцвет — в середине X — начале XI вв.

          Позже Смоленск имел знатную торговлю с Ригою, с Готландиею и с Немецкими городами: чему доказательством служит договор, заключенный с ними смоленским Князем Мстиславом Давидовичем в 1228 году.

          Предлагаю только начало статей этого, любопытного в отношении к самим нравам и законодательству древней России, документа:

    1. Мир и дружба да будут отныне между Смоленскою областию, Ригою, Готским берегом (Готландиею) и всеми Немцами, ходящими по Восточному морю, ко взаимному удовольствию той и другой стороны…

          Значение Днепра как пограничной и транзитной реки не раз доказывалось при нашествии на Смоленщину Литовских, Польских, Шведских, Французских, Немецких завоевателей.

 3. Состояние судоходства до начала 90-х годов прошлого века

      Известным нам документом, регламентирующим судоходство по Днепру в черте и пригородах Смоленска в советское время было Решение исполкома Облсовета от 20 апреля 1972 года №229 в части эксплуатации катеров и моторных лодок на водоемах области. В это время только в Смоленске было зарегистрировано и эксплуатировалось до 10 тыс. маломерных судов. Действовало пароходство, велись лоции на судоходной части Днепра, Вопи, Западной Двины. Навигация открывалась с 10 апреля и заканчивалась 10 ноября.

Регулярные грузопассажирские перевозки по воде осуществлялись по Днепру от Дорогобужа до д.Бовшево (граница с Белоруссией) - протяженность водного пути 277 км. В Смоленском районе широко использовался водный путь по Днепру при доставке ГСМ в сельхозпредприятия, при перевозке детей в пионерские лагеря, отдыхающих в дома отдыха. Большая роль водному пути по Днепру отводилось при строительстве завода азотных удобрений в Дорогобуже. Только благодаря реке была найдена возможность транспортировки крупногабаритных конструкций.

От Ярцево до д.Устье по реке Вопь (до впадения в нее реки Вотря) осуществлялись грузовые перевозки и буксировка плотов - протяженность водного пути 50 км.

Активно, вплоть до начала 90-х годов прошлого века использовался водный путь по Западной Двине от д.Селезни Велижского района до Риги. В основном река использовалась для грузоперевозок и транспортировки плотов. Пассажирские перевозки осуществлялись от Велижа до Витебска (протяженность водного пути 200 км).

Необходимо и нелишне будет отметить что в мировой практике водный транспорт является самым дешевым  видом транспорта.

 4. Состояние судоходства до конца 90-х годов прошлого века

В 1977 году Смоленский областной Совет депутатов трудящихся своим Решением №348 от 07.06.1977 года запрещает использование теплоходов, катеров и моторных лодок на водоемах области с 1 июня 1977 года ссылаясь на Постановление ЦК КПСС и Совет Министров СССР от 29.12.1972 года №898 "Об усилении природы и улучшении использования природных ресурсов". Представляется, что Исполком преследовал цель в первую очередь ограничить судоходство для мощных и быстроходных судов в черте Смоленска из-за разрушения берегов. На судах типа "Москвич" пассажироперевозки не запрещались.

В течении последующий 20 лет в Смоленске и на территории области любительское и профессиональное судоходство приходит в полный упадок. Тысячи судов сдаются в металлолом владельцами, процветает воровство лодок из цветных металлов для их дальнейшей утилизации. Созданные ранее кооперативы судовладельцев перепрофилируются. Оставшиеся суда практически не эксплуатируются из-за недоступности бензина, отсутствии запчастей для моторов. Завод лодочных моторов в Можайске перестал выпускать профильную продукцию. Ближайший от Смоленска магазин запчастей для моторов находится на территории Белоруссии в Орше. Плавсредства общественных организаций (общества охотников и рыболовов, ОСВОД, ДОСААФ) расходятся в частные руки и в основном утилизируются. Плавсредства государственных учреждений (воинские части, НТИ, ГИМС, спасательные станции, мединститут, ВГТС, АЭС, рыбхозы, ГРЭС, ТЭЦ) изнашиваются и не возобновляются. Деятельность многочисленных рыбхозов и артелей сворачивается до минимума. Они стали профилироваться на садковые методы выращивания рыбы. Дефицит речной и озерной рыбы для населения из собственных водоемов стал закрываться привозными замороженными рыбопродуктами. Вследствие этого необходимость в плавсредствах значительно уменьшается.

Детские оздоровительные лагеря, клубы и общественные организации все меньше и меньше организовывают отдых детей на воде из-за отсутствия специалистов, сложностей, возникающих при обеспечении безопасности на воде, просто из-за нежелания брать на себя ответственность за жизнь детей.

Парки, администрации районов перестали расширять сеть прокатных станций на воде. Получение доходов в местах массового отдыха на воде стало склоняться в сторону торговли продуктами питания и напитками.

 5. Современное состояние судоходства

С принятием Водного Кодекса Российской Федерации регулирование судоходства в Смоленской области регламентируется "Правилами пользования маломерными судами на территории Смоленской области" и "Правилами охраны жизни людей на воде в Смоленской области" утвержденные Постановлением Главы Администрации Смоленской области 23.09.1997 года №376. Надзор за исполнением "Правил" возложен Администрацией области на ГИМС. Надзор за исполнением федеральных законов в части эксплуатации судов также возложен на ГИМС.

Указанные Правила, Водный Кодекс, другие нормативные правовые акты не вводят прямых ограничений по эксплуатации судов на водных объектах. Более того, прибрежные зоны, водные акватории являются местами общего доступа для отдыха населения.

Ограничения на эксплуатацию судов вводятся  лишь Администрацией Смоленской области на период нереста рыб, администрацией Национального парка с целью сохранения природных объектов, администрациями муниципальных образований с целью сохранения природных объектов (в основном только в парковых зонах), дирекциями ВГТС, АЭС, ГРЭС в целях безопасности особо важных объектов на определенных участках акватории.

ГИМС Смоленской области совместно с Администрацией области, комиссией по ЧС области могут ввести ограничения по судоходству по причинам, которыми они сочтут необходимыми в целях безопасности населения, охраны окружающей природной среды и животного мира, охраны технических объектов на акваториях, охраны природных и исторических памятников.

Исходя из изложенного в настоящее время каких либо ограничений на эксплуатацию маломерных судов по реке Днепр в черте города Смоленска не имеется. Тем не менее, по причинам захламленности русла реки, отсутствия лоций, обмеления, многочисленности песчаных плесов, наличия большого количества вбитых в дно металлических штырей (используют рыбаки как якорные устройства) ГИМС не рекомендует эксплуатацию моторных судов на реке в черте города. Еще одна из причин нежелательности судоходства - наличие узостей под тремя мостами Смоленска (Дзержинский, Днепровский, Верхневоздвиженский) и связанное с этим увеличение течения до 2,5 м\сек.

За пределами города судоходная обстановка благоприятна для эксплуатации судов.

 6. Возможности туристического использования Днепра в Смоленске

Предложения от частных лиц по туристическому использованию Днепра впервые стали поступать в 1999 году. До 2005 года все проекты остались нереализованными. Единственно серьезные вложения, но уже государственные, были реализованы в строительстве набережной администрацией города Смоленска. Данные работы до настоящего времени не завершены.

В 2002-2004 годах частными предпринимателями были предприняты первые попытки коммерческого использования водных объектов в Смоленске. Так был организован пляж на бывших Ольшанских карьерах, прокатная станция плавсредств на оз. Н.Дубровенка, на оз. парка "1100-летия г.Смоленска". Традиционно эксплуатировалась прокатная станция в ЦПКиО. Стоит отметить, что на "вновь" открываемых прокатных станциях эксплуатировались лодки и катамараны которые ранее (лет десять назад) выполняли те же самые задачи. Новых плавсредств не приобреталось. Закончилось все как обычно - весь бизнес со временем стал строиться на продаже слабоалкогольных напитков и эксплуатации сети быстрого питания.

Имея более чем тысячелетние традиции использования Днепра для судоходства представляется возможным воспользоваться этими традициями для повышения туристической привлекательности, в первую очередь, города Смоленска.

 ВОЗМОЖНОСТИ

по отдыху на воде населения и туристическим маршрутам по Днепру

1.    Устройство плавучего или прибрежного ресторана на Днепре.

          Наиболее подходящий участок для этого - в районе Пятницкой башни по ул.Студенческая (ранее улица называлась Немецкая) вниз к Днепру. Строительство плавучей конструкции проблематично из-за отсутствия в черте центра города причальной набережной. Ранее такая набережная располагалась на правом берегу Днепра в районе Нижне-Никольской церкви (справа от моста не доезжая до Колхозной площади). Вторая сложность - значительный подъем воды (до 11 метров в 1908 году, а в среднем 6-8 метров) в паводковый период. На самой набережной можно установить памятный знак в честь первого упоминания Смоленска в летописях.

2. Водный путь вниз по течению Днепра.

          Начало пути - ул. Краснофлотская и Борисоглебская вниз к Днепру от памятника святого Глеба. Конечная точка - д.Катынь-Покровская или бывший пляж санатория "Борок". Расстояние по воде - 15 км. Скорость течения в среднем 0,5 м\с. Фарватер позволяет передвигаться водному транспорту с осадкой до 0,4м. Пассажировместимость  судов не должна превышать 12 человек. Двигатель желательно навесной любой мощности (по причинам поднадзорности - более вместимые суда будут поднадзорны не ГИМС, а речному регистру с базой в г.Тверь). Возвращение туристов в Смоленск возможно как автомобильным транспортом (от Катыни или Борка), так и водным путем.

          Мест для осмотра и гидового сопровождения достаточно. Это Свирская церковь (XII век), место убиения первого святого на Руси Глеба, природный памятник - Золотой пляж, "Бункер Гитлера", немецкая разведшкола "Сатурн", Катыньское захоронение, Гнездовские курганы (VII-VIII в.в.), место впадения реки Катынка в Днепр (один из этапов пути "из варяг в греки"), переход Наполеоновских войск через Днепр на Красный.

3. Водный путь вверх по течению Днепра.

          Начало пути - район ул.Набережная Горького на левом берегу Днепра у гаражного кооператива "Нептун" и Центральной спасательной станции. Конечная точка - комплекс "Соколья гора" у окружного моста. Причаливать необходимо у правого берега. Возможности для устройства причальных сооружений имеются. Водный путь - до 12 км. Скорость течения 0,5-0,6 м\с.

      Возможно использование судов такого же типа, как и вниз по течению.

      Имеются следующие места для осмотра и гидового сопровождения. В районе устья реки Вязовенька по правому берегу древнее поселение железного века. Выше по течению по правому берегу Волчейка - место отхода русских войск из Смоленска в сторону Бородино и место крупнейшего сражения во время кампании 1812 года (до 10 000 погибших с каждой стороны, что равноценно Смоленскому сражению). Рядом Таборная гора (Девичья) - место расположения командных пунктов всех, кто пытался штурмовать город.

   Возможно более детальное описание маршрутов при выполнении промерочных работ     на акватории, составлении простейших лоций. Эти работы возможно выполнить в период         навигации силами местных учреждений без привлечения значительных финансовых средств.

 

Sergey Ulanenkoff

На главную

Используются технологии uCoz