Великий путь из варяг в греки
Смоленщина


           Речные пути образовывали сеть коммуникаций на Руси, и прежде всего путь по Неве, Волхову, Ловати и Днепру, связывающий восточную часть Балтийского моря с Черным морем - знаменитый путь"из варяг в греки". Этот путь - своеобразный становой хребет центральных частей Руси со Старой Ладогой, Новгородом Смоленском и Киевом. Эти города были ключевыми центрами на огромных географических пространствах.


Путь "из варяг в греки". Он проходил по рекам и лишь
в некоторых местах волоком (пунктирная линия).
Указаны ключевые поселения, связанные с его функционированием

    Наши представления о важнейших путях сообщения предполагают возможность их стабильного функционирования только на основе развитой многоуровневой инфраструктуры, которая включала различные типы поселений, расположенных не реже, чем на расстоянии одного дневного перехода (ок. 40-50 км) друг от друга. Это в полной мере относится и к "смоленскому" участку пути "из варяг в греки".
    Картина заселения Смоленского Поднепровья и Подвинья демонстрирует практически полное отсутствие населения в последней четверти I тыс. н.э. в Велижско-Суражском Подвинье, в верхнем и среднем течении Каспли, в бассейне Березины, на Днепре от устья р.Катынка до окрестностей г.Орша включительно, а также в Смоленском Подесенье. На этих территориях не было благоприятных условий для пашенного земледелия, которое составляло основу хозяйства населения Смоленщины в VIII-X вв. Отмеченные участки Днепра, Каспли и Западной Двины, по данным XVIII-XIX вв., изобиловали порогами и другими препятствиями, сильно затруднявшими навигацию даже в период половодья (на Днепре — только в межень). Все это заставляет усомниться в существовании стабильного сообщения по упомянутым участкам рек в конце I тыс., тем более, что весенние паводки в тот период были намного ниже современных. (В.С.Нефедов)
    Анализ топографии зафиксированных на Смоленщине исторических памятников, а также в целом поселений конца I тыс. позволяет выделить несколько маршрутов военно-торговых путей:


Карта Смоленщины с указанием возможных путей из варяг в греки

    1а) р.Усвяча - р.Каспля - р.Рутавечь - р.Клец - оз.Каспля - оз.Купринское - р.Катынка - Гнездово;
    1б) вариант того же пути: р.Каспля - р.Жереспея - р.Лущенка - оз.Пениснарь - Гнездово. Этот путь использовался скорее только в зимнее время;
    2) р.Западная Двина - р.Сертейка - оз.Сапшо - р.Васильевка - р.Дряжня - р.Царевич - р.Вопь - р.Днепр до Гнездова; для этого пути предлагаю более деталированную карту:


Участок пути от Западной Двины через территорию, рельеф которой сформирован
последний ледником (там он остановился)


Небольшой участок доставшейся мне по случаю подлинной карты 1890 года в районе оз.Сапшо

    3а) Гнездово - р.Сож;
    3б) Переход с пути 2 в р.Сож: р.Днепр - р.Арефинка - дорога через водораздел до р.Сож, видимо, совпадает с участком Старого Ельнинского тракта.
    Большинство городищ X в. (известны только в Днепро-Двинском междуречье) расположено не на самих маршрутах пути "из варяг в греки", а немного в стороне от них. Вероятно, они "запирают" различные ответвления от главных, обеспеченных инфраструктурой путей.
    Представленные схемы, а также найденные на территории области артифакты позволяют предположить, что первые признаки участия населения Смоленщины в международной торговле относятся к первой половине - середине IX в. Формирование инфраструктуры военно-торговых путей к северу от Днепра происходит в последней четверти IX — первой половине X вв., а ее расцвет — в середине X — начале XI вв. Тогда же, не ранее середины X в., прекращает существовать путь 1б и возникает путь по Сожу. Вероятно, до середины X в. основные транзитные коммуникации проходили к западу от Смоленщины. Даже мельком взглянув на карту в районе между Витебском и Оршей легко проследить за кратчайшим путем между Западной Двиной и Днепром. Но этот, внешне очень благоприятный участок, не получил развития в дальнейшем. Возвышение Новгорода диктовало свои пути развития (как государственного, так и транспортного).


    И позже Смоленск имел знатную торговлю с Ригою, с Готландиею и с Немецкими городами: чему доказательством служит договор, заключенный с ними смоленским Князем Мстиславом Давидовичем в 1228 году.

    Предлагаю главные статьи оного, любопытные в отношении к самым нравам и законодательству древней России.
    1. Мир и дружба да будут отныне между Смоленскою областию, Ригою, Готским берегом (Готландиею) и всеми Немцами, ходящими по Восточному морю, ко взаимному удовольствию той и другой стороны. А если - чего Боже избави - сделается в ссоре убийство, то за жизнь вольного человека платить десять гривен серебра, пенязями
(деньгами) или кунами, считая оных (кун) 4 гривны на одну гривну серебра. Кто ударит холопа, платит гривну кун; за повреждение глаза, отсечение руки, ноги и всякое увечье 5 гривен серебра; за вышибенный зуб 3 гривны (серебра же); за окровавление человека посредством дерева 1 1/3 гривны, за рану без увечья то же; кто ударит палицею, батогом или схватит человека за волосы, дает 2/3 гривны.
    Если Россиянин застанет Немца или Немец Россиянина у своей жены; также если Немец или Россиянин обесчестит девицу или вдову хорошего поведения, то взыскать с виновного 10 гривен серебра. Пеня за обиду Посла и Священника должна быть двойная. Если виновный найдет поруку, то не заключать его в оковы и не сажать в темницу; не приставлять к нему и стражи, пока истец не дал знать о своей жалобе старейшему из единоземцев обидчика, предполагаемому миротворцу. - С вором, пойманным в доме или у товара, хозяин волен поступить, как ему угодно.
    2. Заимодавец чужестранный удовлетворяется прежде иных; он берет свои деньги и в таком случае, когда должник осужден за уголовное преступление лишиться собственности. Если холоп Княжеский или Боярский умрет, заняв деньги у Немца, то наследник первого - или кто взял его имение - платит долг.
    3. И Немец и Россиянин обязаны в тяжбах представлять более двух свидетелей из своих единоземцев. Испытание невинности посредством раскаленного железа дозволяется только в случае обоюдного на то согласия; принуждения нет. Поединки не должны быть терпимы; но всякое дело разбирается судом по законам той земли,
где случилось преступление. Один Князь судит Немцев в Смоленске; когда же они сами захотят идти на суд общий, то их воля. Сею же выгодою пользуются и Россияне в земле Немецкой. Те и другие увольняются от судных пошлин: разве люди добрые и нарочитые присоветуют им что-нибудь заплатить судье.
    4. Пограничный Тиун, сведав о прибытии гостей Немецких на волок, немедленно дает знать тамошним жителям, чтобы они везли на возах товары сих гостей и пеклись о личной их безопасности. Жители платят за товар Немецкий или Смоленский, ими утраченный. Немцы на пути из Риги в Смоленск и на возвратном увольняются от пошлины: также и Россияне в земле Немецкой. Немцы должны бросить жребий, кому ехать наперед; если же будет с ними купец Русский, то ему остаться позади. Въехав в город, гость Немецкий дарит Княгине кусок полотна, а Тиуну Волокскому перчатки Готские; может купить, продать товар или ехать с оным из Смоленска в иные города. Купцы Русские пользуются такою же свободою на Готском береге и вольны ездить оттуда в Любек и другие города Немецкие. - Товар, купленный и вынесенный из дому, уже не возвращается хозяину, и купец не должен требовать назад своих денег. - Немец дает весовщику за две капи, или 24 пуда, куну
смоленскую, за гривну купленного золота ногату, за гривну серебра 2 векши, за серебряный сосуд от гривны куну; в случае продажи металлов ничего не платит; когда же покупает вещи на серебро, то с гривны вносит куну смоленскую. Для поверки весов хранится одна капь в церкви Богоматери на горе, а другая в Немецкой божнице (следственно и в Смоленске была католическая церковь): с сим весом должны и Волочане сверять пуд, данный им от Немцев.
    5. Когда Смоленский Князь идет на войну, то ему не брать Немцев с собою: разве они сами захотят участвовать в походе. И Россиян не принуждать к военной службе в земле Немецкой.
    6. Епископ Рижский, Мастер Фолкун (Volquin) и все другие Рижские Властители признают Двину вольною, от устья до вершин ее, для судоходства Россиян и Немцев. Если - чего Боже избави - ладия Русская или Немецкая повредится, то гость может везде пристать к берегу, выгрузить товар и нанять людей для вспоможенид; но им
более договорной цены с него не требовать. Сия грамота имеет для Полоцка и Витебска то же действие, что и для Смоленска. Она писана при Священнике Иоанне, Мастере Фолкуне и многих купцах Рижского царства, приложивших к ней свои печати; а свидетели подписались»...
    Следуют имена некоторых жителей Готландии, Любека, Минстера, Бремена, Риги; а внизу сказано: «Кто из Россиян или Немцев нарушит наш устав, будет противен Богу».
    О сем договоре упоминается и в Немецкой летописи, где он назван весьма благоприятным для купцов Ливонских; но предки наши, давая им свободу и права в России, не забывали собственных выгод: таким образом, увольняя чужеземных гостей, продавцов серебра и золота, от всякой пошлины, хотели чрез то умножить
количество ввозимых к нам металлов драгоценных. В рассуждении цены серебра заметим, что она со времен Ярослава до XIII века, кажется, не возвысилась относительно к Смоленской ходячей или кожаной монете: Ярослав назначает в Правде 40 гривен пени кунами за убийство, а Мстислав Давидович в уставе своем 10 гривен
серебром, полагая 4 гривны кун на одну гривну серебра, следственно, ту же самую пеню: напротив чего Новогородские куны унизились.
    Двумя годами позже, в 1230 году, в Смоленске случилось несчастье - мор был жестокий. 32 тысячи смоленских жителя погибли. Похоронены в четырех больших ямах. Мало кто о них знает, а они есть. Но это было только начало в череде испытаний, которые пришлось пережить Смоленску в следующих столетиях.
    Варяжско - греческий путь через Смоленщину - это только один из путей в начале становления Руси. Были и другие, например на Восток по Волге. Но это уже совсем другая история.


На страничке представлены демонстрационные версии карт.

Сергей Уланенков

 

Используются технологии uCoz