Речные пути образовывали сеть коммуникаций на Руси, и прежде всего путь
по Неве, Волхову, Ловати и Днепру, связывающий восточную часть Балтийского
моря с Черным морем - знаменитый путь"из варяг в греки". Этот путь - своеобразный
становой хребет центральных частей Руси со Старой Ладогой, Новгородом Смоленском
и Киевом. Эти города были ключевыми центрами на огромных географических
пространствах.
Путь "из варяг в греки". Он проходил по рекам и лишь
в некоторых местах волоком (пунктирная линия).
Указаны ключевые поселения, связанные с его функционированием
Наши представления о важнейших путях сообщения предполагают
возможность их стабильного функционирования только на основе развитой многоуровневой
инфраструктуры, которая включала различные типы поселений, расположенных
не реже, чем на расстоянии одного дневного перехода (ок. 40-50 км) друг
от друга. Это в полной мере относится и к "смоленскому" участку пути "из
варяг в греки".
Картина заселения Смоленского Поднепровья и Подвинья
демонстрирует практически полное отсутствие населения в последней четверти
I тыс. н.э. в Велижско-Суражском Подвинье, в верхнем и среднем течении
Каспли, в бассейне Березины, на Днепре от устья р.Катынка до окрестностей
г.Орша включительно, а также в Смоленском Подесенье. На этих территориях
не было благоприятных условий для пашенного земледелия, которое составляло
основу хозяйства населения Смоленщины в VIII-X вв. Отмеченные участки Днепра,
Каспли и Западной Двины, по данным XVIII-XIX вв., изобиловали порогами
и другими препятствиями, сильно затруднявшими навигацию даже в период половодья
(на Днепре — только в межень). Все это заставляет усомниться в существовании
стабильного сообщения по упомянутым участкам рек в конце I тыс., тем более,
что весенние паводки в тот период были намного ниже современных. (В.С.Нефедов)
Анализ топографии зафиксированных на Смоленщине
исторических памятников, а также в целом поселений конца I тыс. позволяет
выделить несколько маршрутов военно-торговых путей:
Карта Смоленщины с указанием возможных путей из варяг
в греки
1а) р.Усвяча - р.Каспля - р.Рутавечь - р.Клец - оз.Каспля
- оз.Купринское - р.Катынка - Гнездово;
1б) вариант того же пути: р.Каспля - р.Жереспея
- р.Лущенка - оз.Пениснарь - Гнездово. Этот путь использовался скорее только
в зимнее время;
2) р.Западная Двина - р.Сертейка - оз.Сапшо - р.Васильевка
- р.Дряжня - р.Царевич - р.Вопь - р.Днепр до Гнездова; для этого пути предлагаю
более деталированную карту:
Участок пути от Западной Двины через территорию, рельеф
которой сформирован
последний ледником (там он остановился)
Небольшой участок доставшейся мне по случаю подлинной
карты 1890 года в районе оз.Сапшо
3а) Гнездово - р.Сож;
3б) Переход с пути 2 в р.Сож: р.Днепр - р.Арефинка
- дорога через водораздел до р.Сож, видимо, совпадает с участком Старого
Ельнинского тракта.
Большинство городищ X в. (известны только в Днепро-Двинском
междуречье) расположено не на самих маршрутах пути "из варяг в греки",
а немного в стороне от них. Вероятно, они "запирают" различные ответвления
от главных, обеспеченных инфраструктурой путей.
Представленные схемы, а также найденные на территории
области артифакты позволяют предположить, что первые признаки участия населения
Смоленщины в международной торговле относятся к первой половине - середине
IX в. Формирование инфраструктуры военно-торговых путей к северу от Днепра
происходит в последней четверти IX — первой половине X вв., а ее расцвет
— в середине X — начале XI вв. Тогда же, не ранее середины X в., прекращает
существовать путь 1б и возникает путь по Сожу. Вероятно, до середины X
в. основные транзитные коммуникации проходили к западу от Смоленщины. Даже
мельком взглянув на карту в районе между Витебском и Оршей легко проследить
за кратчайшим путем между Западной Двиной и Днепром. Но этот, внешне очень
благоприятный участок, не получил развития в дальнейшем. Возвышение Новгорода
диктовало свои пути развития (как государственного, так и транспортного).
И позже Смоленск имел знатную торговлю с Ригою, с
Готландиею и с Немецкими городами: чему доказательством служит договор,
заключенный с ними смоленским Князем Мстиславом Давидовичем в 1228 году.
Предлагаю главные статьи
оного, любопытные в отношении к самым нравам и законодательству древней
России.
1. Мир и дружба да будут отныне между Смоленскою
областию, Ригою, Готским берегом (Готландиею) и всеми Немцами, ходящими
по Восточному морю, ко взаимному удовольствию той и другой стороны. А если
- чего Боже избави - сделается в ссоре убийство, то за жизнь вольного человека
платить десять гривен серебра, пенязями (деньгами) или кунами, считая оных (кун) 4 гривны на одну гривну
серебра. Кто ударит холопа, платит гривну кун; за повреждение глаза, отсечение
руки, ноги и всякое увечье 5 гривен серебра; за вышибенный зуб 3 гривны
(серебра же); за окровавление человека посредством дерева 1 1/3 гривны,
за рану без увечья то же; кто ударит палицею, батогом или схватит человека
за волосы, дает 2/3 гривны. Если Россиянин застанет Немца или Немец Россиянина
у своей жены; также если Немец или Россиянин обесчестит девицу или вдову
хорошего поведения, то взыскать с виновного 10 гривен серебра. Пеня за
обиду Посла и Священника должна быть двойная. Если виновный найдет поруку,
то не заключать его в оковы и не сажать в темницу; не приставлять к нему
и стражи, пока истец не дал знать о своей жалобе старейшему из единоземцев
обидчика, предполагаемому миротворцу. - С вором, пойманным в доме или у
товара, хозяин волен поступить, как ему угодно. 2. Заимодавец чужестранный удовлетворяется прежде
иных; он берет свои деньги и в таком случае, когда должник осужден за уголовное
преступление лишиться собственности. Если холоп Княжеский или Боярский
умрет, заняв деньги у Немца, то наследник первого - или кто взял его имение
- платит долг. 3. И Немец и Россиянин обязаны в тяжбах представлять
более двух свидетелей из своих единоземцев. Испытание невинности посредством
раскаленного железа дозволяется только в случае обоюдного на то согласия;
принуждения нет. Поединки не должны быть терпимы; но всякое дело разбирается
судом по законам той земли, где случилось преступление. Один Князь судит Немцев в Смоленске;
когда же они сами захотят идти на суд общий, то их воля. Сею же выгодою
пользуются и Россияне в земле Немецкой. Те и другие увольняются от судных
пошлин: разве люди добрые и нарочитые присоветуют им что-нибудь заплатить
судье. 4. Пограничный Тиун, сведав о прибытии гостей
Немецких на волок, немедленно дает знать тамошним жителям, чтобы они везли
на возах товары сих гостей и пеклись о личной их безопасности. Жители платят
за товар Немецкий или Смоленский, ими утраченный. Немцы на пути из Риги
в Смоленск и на возвратном увольняются от пошлины: также и Россияне в земле
Немецкой. Немцы должны бросить жребий, кому ехать наперед; если же будет
с ними купец Русский, то ему остаться позади. Въехав в город, гость Немецкий
дарит Княгине кусок полотна, а Тиуну Волокскому перчатки Готские; может
купить, продать товар или ехать с оным из Смоленска в иные города. Купцы
Русские пользуются такою же свободою на Готском береге и вольны ездить
оттуда в Любек и другие города Немецкие. - Товар, купленный и вынесенный
из дому, уже не возвращается хозяину, и купец не должен требовать назад
своих денег. - Немец дает весовщику за две капи, или 24 пуда, куну смоленскую, за гривну купленного золота ногату, за гривну серебра
2 векши, за серебряный сосуд от гривны куну; в случае продажи металлов
ничего не платит; когда же покупает вещи на серебро, то с гривны вносит
куну смоленскую. Для поверки весов хранится одна капь в церкви Богоматери
на горе, а другая в Немецкой божнице (следственно и в Смоленске была католическая
церковь): с сим весом должны и Волочане сверять пуд, данный им от Немцев. 5. Когда Смоленский Князь идет на войну, то ему
не брать Немцев с собою: разве они сами захотят участвовать в походе. И
Россиян не принуждать к военной службе в земле Немецкой. 6. Епископ Рижский, Мастер Фолкун (Volquin) и
все другие Рижские Властители признают Двину вольною, от устья до вершин
ее, для судоходства Россиян и Немцев. Если - чего Боже избави - ладия Русская
или Немецкая повредится, то гость может везде пристать к берегу, выгрузить
товар и нанять людей для вспоможенид; но им более договорной цены с него не требовать. Сия грамота имеет для
Полоцка и Витебска то же действие, что и для Смоленска. Она писана при
Священнике Иоанне, Мастере Фолкуне и многих купцах Рижского царства, приложивших
к ней свои печати; а свидетели подписались»... Следуют имена некоторых жителей Готландии, Любека,
Минстера, Бремена, Риги; а внизу сказано: «Кто из Россиян или Немцев нарушит
наш устав, будет противен Богу».
О сем договоре упоминается и в Немецкой летописи,
где он назван весьма благоприятным для купцов Ливонских; но предки наши,
давая им свободу и права в России, не забывали собственных выгод: таким
образом, увольняя чужеземных гостей, продавцов серебра и золота, от всякой
пошлины, хотели чрез то умножить
количество ввозимых к нам металлов драгоценных. В рассуждении цены
серебра заметим, что она со времен Ярослава до XIII века, кажется, не возвысилась
относительно к Смоленской ходячей или кожаной монете: Ярослав назначает
в Правде 40 гривен пени кунами за убийство, а Мстислав Давидович в уставе
своем 10 гривен
серебром, полагая 4 гривны кун на одну гривну серебра, следственно,
ту же самую пеню: напротив чего Новогородские куны унизились.
Двумя годами позже, в 1230 году, в Смоленске случилось
несчастье - мор был жестокий. 32 тысячи смоленских жителя погибли. Похоронены
в четырех больших ямах. Мало кто о них знает, а они есть. Но это было только
начало в череде испытаний, которые пришлось пережить Смоленску в следующих
столетиях.
Варяжско - греческий путь через Смоленщину - это
только один из путей в начале становления Руси. Были и другие, например
на Восток по Волге. Но это уже совсем другая история.
На страничке представлены демонстрационные
версии карт.