Со времен колонизации восточными славянами земель
вверх по Днепру, отношение к сказочным персонажам, населявшим воды, леса,
болота обширной Руси, мало чем изменилось. Несмотря на тысячелетний срок
после принятия нами христианства, языческие корни не забыты. Хотя влияние
запада диктует свои персонажи. Повсеместно летом стали устраивать праздники
на воде, называемые почему-то День Нептуна. Персонаж из римской мифологии
прижился и на русских просторах. Почему-то с трудом представляется наша
малышка кикимора за печкой в домике где-нибудь на острове Сицилия.
Наша история неотрывно связана с водой. Реки дали
нам жизнь, на их берегах строились города и расселялись славяне. А они
всегда отличались искусством плавать и скрываться в водах, где могли оставаться
гораздо дольше, чем люди другого племени. Выдолбленный тростник позволял
дышать под водой первым подводным пловцам. Реки давали жизнь. Они длительное
время были чуть ли не единственными дорогами. Потому и все, что связано
с водой, нам дорого.
Коротко о водяных жителях.
Водяной
- персонаж в образе старика, обитающий в омутах, колодцах и др. водоемах,
иногда в море (в русском фольклоре - морской царь).
Известно прибалтийско-финское племяводь
в Водской пятине Новгородской земли (упоминалось с 11 века, к 19 в. слилось
с русским населением). Существует этническая общность Водь
в Ленинградской области - несколько сотен человек (язык - водский).
Русалка
- мифический образ у восточных славян. В образе русалок сочетались черты
духов воды (речные русалки), плодородия (полевые русалки), "нечистых" покойников
(утоплениц). Русалки являлись обычно в образе обнаженной женщины с длинными
распущенными волосами и рыбьим хвостом. Глаза у них - светлые и таинственные,
взгляд - холодный и манящий, кровь - холодная.
Кикимора
- (шишимора, мара) - малютка невидимка женского пола, живущая в доме за
печкой и занимающаяся прядением и тканьем. Живет еще в лесу и болотах.
Леший
- (лесовик, лешак, лесной дядя, лисун). В верованиях восточных славян -
дух леса. Не чурается болот.
Немного
подробнее о русалках. Оно и понятно - образ-то женский.
В связи с верованием у славян, что весною души умерших
встают для наслаждения новой жизни природы, проводился праздник русалок
или нимф. Русалки - не обязательно от слова речные или русло. У русских
это скорее от слова русый (светлый, ясный). В этом понимании они есть души
умерших без крещения (обычно это младенцы).
Русалки появляются с Страстного четверга, как только
покроются луга весеннею водою, распустятся вербы. Хотя русалки очень красивы,
но всегда носят отпечаток безжизненности, бледности. Огни, поднимающиеся
из могил, тоже дух русалок.
До Троицына дня русалки живут в водах, на берега
выходят только поиграть.
У всех языческих народов путь водный считался проводником
в подземное царство и из него назад, поэтому и русалки являются из воды,
живут сперва в реках и показываются при колодцах.
С Троицына дня до Петрова поста русалки живут на
земле, в лесах на деревьях. Русальные игры - это игры в честь умерших,
на что указывает переряживание, маски. После Петрова поста заканчивается
для русалок период весенних наслаждений и они падают в ветвей. Уходят,
чтобы весной снова вернуться.