Крупная историко-географическая реалия,
такая как путь из варяг в греки, всегда была и останется в центре исследований
о Руси. Центральным пунктом на этом пути - Смоленск, один из древнейших
русских городов. История Смоленска и смоленщины - это история нашей Родины,
это мировая история.
Уникальность географического положения Смоленщины
заключается в том, что на ее территории находится водораздел трех крупнейщих
европейских рек (точкой водораздела считается населенный пункт Дудкино
Сычевского района, которое расположено в 4 километрах северо-западнее истока
Днепра и в 35 километрах восточнее г.Сычевки).
Именно эта географическая особенность
стала одной из причин которая поставила Смоленщину на стыке мировых цивилизаций
и утвердила за Смоленском название Ключ-город. Купцы и воины балтийских
государств с северо-запада, древних славянских земель с севера и севера-востока
открыв водный путь по Днепру к Черному морю, открыли для себя южные страны
роскоши и великолепия, мир теплых морей и сияния золота, райских фруктов
и невиданных зверей, иных военных технологий и чарующих женщин, не носивших
меховых одежд.
Смоленск находился в области кривичей, которые сели
на верховьях рек Волги, Днепра и Двины, т.е. между Великою, Малою и Белою
Русью. Из положения Смоленской области понятно, почему Смоленск постоянно
служил поводом к спору между северо-восточными и юго-западными областями.
Днепру Русь была обязана своим соединением с северо-западною
и юго-восточную Европою: из первой явились князья, а о второй получено
христианство. Днепру Русь была обязана и своим материальным состоянием:
по этой реке шли с своими дружинами князья, которые сосредоточили прибрежные
славянские племена, жившие рассеянно; по Днепру шел и торговый путь из
нижних стран в верхние.
С середины IX века севернее Смоленска в Новгороде
образуется центр под предводительством Рюрика. Особое внимание созданное
государство стало уделять международным связям с южными странами. И ранее
многие исследователи (в основном купцы и воины) привозили с далеких стран
диковинные товары, но еще больше вдохновляло на сложный путь по рекам в
Черное море удивительные рассказы там побывавших. Волшебный и богатый Царьград,
после описаний путешественников, манил к нему как магнит. Примечательно
что в южных странах отношение к северу подобное. Еще Аристотель упрекал
афинян за то, что они целые дни проводят на площади, слушая волшебные повести
и рассказы людей, возвратившихся с Борисфена (Днепра).
Исследователи поселения в Гнездове близ Смоленска
на берегу Днепра анализируя находки в курганах с сообщением в Бертинских
анналах о приеме 18 мая 839 г. в Ингельгейме посольства императора Феофила
вместе с послами хакана Руси, возвращавшимися после их пребывания в Константинополе
и учитывая практику императорских даров послам, делают предположение, что
послы при походе по Днепру останавливались в районе современного Гнездова,
где и был похоронен один из них.
В 860 г. Константинополь испытал военное нашествие
от варягов и славян, которые подготовили мощный флот на Днепре и осуществили
дерзкий морской поход. Опыт славян в постройке речных судов и хождения
по рекам и опыт варягов в морских делах и военных был соединен вместе.
За Царьград заступилась сама природа (разыгравшаяся буря вынудила нападавших
отступить), что защитниками было объяснено вмешательством Богородицы и
послужило основанием для возникновения праздника Покрова.
В 863 г. варяги Аскольд и Дир выпрашиваются у Рюрика
в Грецию и с дружиной соплеменников идут уже изученной предыдущими путешественниками
дорогою от Новгорода через волок к Днепру. Проходя по этой древней реке
они упоминают крупный город Смоленск (град велик и мног людьми), но он
не является их целью и предметом завоевания. У них не было цели утвердиться
нигде по Днепру до того самого места, начиная с которого русло резко поворачивает
на восток, в степь. Здесь, среди племени полян, в городе Киеве, Аскольд
и Дир остановились. Киев в то время был сборным местом варягов, собиравшихся
в Черное море.
Уже в 866 году Аскольд и Дир предпринимают поход
на Константинопль, который не приносит им успеха.
С грозной силой, пришедшей с севера по Днепру ,
методично предпринимавшей попытки выхода на богатейшие торговые пути Черного
моря, стали считаться. Уже в 867 году патриарх Фотий в Константинополе
учредил первую епархию для славян и варягов, принявших христианство.
Через 19 лет после похода по Днепру к морю варяжских
дружин Аскольда и Дира князь Олег в 882 году предпринимает новый поход.
Это уже не разведка и не торговое предприятие. Это продуманное мероприятие
по государственному устройству народов, проживающих вдоль Днепра. Одна
из задач - полный контроль над Великим водным путем и варяг в греки, т.е.
контроль за торговлей между севером и югом. На всем протяжении крупнейшей
европейской реки - Днепра, от истоков до Киева, дружина встречает только
два крупных города: Смоленск и Любечь. Смоленск переходят под власть Олега
в том же 882 году. Летописные сведения отмечают о пришествии Олега к власти
в Смоленске и о оставлении в нем своих мужей (часть дружины для осуществления
этой власти). Как именно это произошло - можно только догадываться. По
крайней мере, до вооруженного противостояния дело, видимо, не дошло. Весть
об успехах Рюрика на землях выше Днепра и на поднепровьи, без сомнения,
привлекли многих варягов на Русь. Князья были рады соотечественникам, которые
усиливали их верную, смелую дружину. Олег не удовольствовался только этим
войском и присиединил к нему Новгородцев, Кривечей, Веси, Чуди, Мери. Именно
поэтому, Смоленск, город вольных кривечей, подчинился без боя Олегу. То
же было и с Любечем, стоявшем в области северян. Это была несомненная удача
Олега. Оставалось подчинить только Киев.
Вероятность , что Аскольд и Дир, имея сильную дружину,
не захотят ему добровольно поддаться, принудили его употребить хитрость.
Оставив позади войско, Олег с немногими людьми приплыл к Киеву, скрыл вооруженных
ратников в ладьях и велел объявить Государям Киевским, что варяжские купцы,
отправленные князем Новогородским в Грецию, хотят видеть их как друзей
и соотечественников. Аскольд и Дир, не подозревая обмана (все таки 19 лет
в их краях не было посланцев с такими полномочиями), спешили на берег.
Воины Олеговы в одно мгновение окружили их. Правитель сказал: Вы не князья
и не знаменитого роду, но я Князь, - и показав Игоря, добавил: - Вот сын
Рюриков! После этого осужденные на казнь Аскольд и Дир под мечами убийц
пали мертвые к ногам Олеговым. Так Олег овладел Киевом.
Расположение Киева было очень удобным для контроля
над сообщением и торговлей между "варяжскими" странами и южанами. Из него
же удобно было готовить и вести войны. Так и стал Киев матерью городов
Российских!
Олег остается править в Киеве, делая его столицей.
А вдоль Днепра к его истоку начинают строиться города и крепости, развивается
инфраструктура вдоль могучей реки, на многочисленных волоках между рек
и в местах естественных препятствий на воде.
В 884 году Олегу подчинил древлян, северян и радимичей.
Начинается война с хазарами.
Вероятно, что Патриархи Греческие старались
умножать число христиан в Киеве и вывести самого князя из тьмы идолопоклонства,
но Олег, принимая, может быть, священников и Патриарха и дары от Императора,
верил более всего своему войску и довольствовался мирным союзом с Греками
и терпимостью Христианства.
Известно, что в 902 году 700 Россов или Киевских
варягов служили во флоте Греческом и что им платили из казны золотом. Спокойствие,
которое Россия, покорив окрестные народы, восстановило в поднепровье, давало
свободу воинам Олега искать удачи в службе Императоров: Греки уже издавна
осыпали золотом так называемых варваров, чтобы они дикой храбростью своею
ужасали не Константинополь, а врагов его. Но Олег, которому наскучила тишина,
опасная для воинственной Державы, или завидуя богатству Царьграда и желая
доказать, что казна робких принадлежит смелому, решился воевать с Империей.
В 907 году борьба России за рынки южных морей обостряется.
Все народы, подвластные Руси: Новогородцы, финские
жители Белоозера, Ростовская Меря, Кривичи, Северяне, Поляне Киевские,
Радимичи, Дулебы, Хорваты и Тивирцы соединились с Варягами под его знаменами.
Днепр покрылся двумя тысячами легких судов: на всяком было сорок воинов;
конница шла берегом. Игорь остался в Киеве (Олег не хотел разделить с ним
ни опасностей, ни славы). Надлежало победить не только врагов, но и природу.
Днепровские пороги мешали судоходствую. Вв IX и Х веке они были весьма
опасны. Первые варяги Киевские осмелились пройти сквозь их острые скалы
и кипящие волны с двумястами судов. Олег со флотом
в десять раз сильнейшим. Константин Багрянородный описал нам, как Россияне
в сем плавании обыкновенно преодолевали трудности: бросались в воду, искали
гладкого дна и проводили суда между камнями, но в некоторых местах вытаскивали
свои лодки из реки, влекли берегом или несли на плечах, будучи в то же
самое время готовы отражать неприятеля. Доплыв благополучно до лимана,
они исправляли мачты, паруса, рули, входили в море и, держась западных
берегов его, достигали Греции. Но Олег вел с собою еще сухопутное конное
войско: жители Бессарабии и сильные Болгары дружелюбно ли пропустили его?
Летописец не говорит о том. Но
мужественный Олег приближился наконец к Греческой столице, где суеверный
Император Леон, прозванный Философом, думал о вычетах Астрологии более,
нежели о безопасности Государства. Он велел только заградить цепию гавань
и дал волю Олегу разорять Византийские окрестности, жечь селения, церкви,
увеселительные
дома, вельмож Греческих. Нестор, в доказательство своего беспристрастия,
изображает самыми черными красками жестокость и бесчеловечие Россиян. Они
плавали в крови несчастных, терзали пленников, бросали живых и мертвых
в море. Так некогда поступали Гунны и народы Германские в областях Империи;
так, в сие
же самое время, Норманы, единоземцы Олеговы, свирепствовали в Западной
Европе. Греки, которые все еще
именовались согражданами Сципионов и Брутов, сидели в стенах Константинополя
и смотрели на ужасы опустошения вокруг столицы. Князь Российский привел
в трепет и сам город. В летописи сказано, что Олег поставил суда свои на
колеса и силою одного ветра, на распущенных парусах, сухим путем шел со
флотом к
Константинополю. Может быть, он хотел сделать то же, что сделал после
Магомет II: велел воинам тащить суда берегом в гавань, чтобы приступить
к стенам городским; а баснословие, вымыслив действие парусов на сухом пути,
обратило трудное, но возможное дело в чудесное и невероятное. Греки, устрашенные
сим намерением, спешили предложить Олегу мир и дань. Они выслали войску
его съестные припасы и вино: Князь отвергнул то и другое, боясь отравы,
ибо храбрый считает малодушного коварным.
Победитель требовал 12 гривен на каждого человека
во флоте своем, и Греки согласились с тем условием, чтобы он, прекратив
неприятельские действия, мирно возвратился в отечество. Войско Российское
отступило далее от города, и Олег отправил Послов к Императору. Они
заключили с Константинополем следующий договор [в 907 г.]:
1. "Греки дают по 12 гривен на человека, сверх того
уклады на города Киев, Чернигов, Переяславль, Полтеск, Ростов, Любеч и
другие, где властвуют Князья, Олеговы подданные".
II. "Послы, отправляемые Князем Русским в Царьград,
будут там всем довольствованы из казны Императорской. Русским гостям или
торговым людям, которые приедут в Грецию, Император обязан на шесть месяцев
давать хлеба, вина, мяса, рыбы и плодов; они имеют также свободный вход
в народные бани и получают на возвратный путь съестные припасы, якоря,
снасти, паруса и все нужное".
Греки с своей стороны предложили такие условия:
"1. Россияне, которые будут в Константинополе не
для торговли, не имеют права требовать месячного содержания.
II. Да запретит Князь Послам своим делать жителям
обиду в областях и в селах Греческих.
III. Россияне могут жить только у Св. Мамы, и должны
уведомлять о своем прибытии городское начальство, которое запишет их имена
и выдаст им месячное содержание: Киевским, Черниговским, Переяславским
и другим гражданам. Они будут входить только в одни ворота городские с
Императорским приставом, безоружные и не более пятидесяти человек вдруг;
могут торговать свободно в Константинополе и не платя никакой пошлины".
Сей мир, выгодный для Россиян, был утвержден священными
обрядами Веры: Император клялся Евангелием, Олег с воинами оружием и богами
народа Славянского, Перуном и Волосом. В знак победы Герой повесил щит
свой на вратах Константинополя и возвратился в Киев, где народ, удивленный
его славою и богатствами, им
привезенными: золотом, тканями, разными драгоценностями искусства и
естественными произведениями благословенного климата Греции, единогласно
назвал Олега вещим, то есть мудрым или волхвом.
После этого договора путь из варяг в греки уже можно
без преувеличения называть Великим.
В 911 году Россией с Грецией заключается второй
торговый договор, но уже с элементами административного, процессуального
и уголовного производства.
Изъясним единственно смысл темных речений, оставляя в целости, где можно, любопытную древность слога.
Князь Святослав в 970 году начинает опять воевать
с Византией за Болгарию, доходит до Константинополя, но терпит поражение
и покидает Балканы. Мирный договор, но уже вынужденный заключается в 971
году:
"Месяца Июля, Индикта XIV, в лето 6479 [971 г.],
я, Святослав, Князь Русской, по данной мною клятве, хочу иметь до конца
века мир и любовь совершенную с Цимискием, Великим Царем Греческим, с Василием
и Константином, Боговдохновенными Царями, и со всеми людьми вашими, обещаясь
именем всех сущих подо мною Россиян, Бояр и прочих никогда не помышлять
на вас, не собирать моего войска и не приводить чужеземного на Грецию,
область Херсонскую и Болгарию. Когда же иные враги помыслят на Грецию,
да буду их врагом и да борюся с ними. Если же я или сущие подо мною не
сохранят сих правых условий, да имеем клятву от Бога, в коего веруем: Перуна
и Волоса, бога скотов. Да будем желты как золото, и собственным нашим оружием
иссечены. В удостоверение чего написали мы договор на сей хартии и своими
печатями запечатали".
Утвердив мир, Император снабдил Россиян съестными
припасами; а Князь Российский желал свидания с Цимискием. Сии два Героя,
знакомые только по славным делам своим, имели, может быть, равное любопытство
узнать друг друга лично. Они виделись на берегу Дуная. Император, окруженный
златоносными всадниками, в блестящих латах, приехал на коне: Святослав
в ладье, в простой белой одежде и сам гребя веслом. Греки смотрели на него
с удивлением. По их сказанию, он был среднего роста и довольно строен,
но мрачен и дик видом; имел грудь широкую, шею толстую, голубые глаза,
брови густые, нос плоский, длинные усы, бороду редкую и на голове один
клок волос, в знак его благородства; в ухе висела золотая серьга, украшенная
двумя жемчужинами и рубином. Император сошел с коня: Святослав сидел на
скамье в ладии. Они говорили - и расстались друзьями.
И это только начало истории Руси. Киевской Руси.
Далее последует принятие христианства, величие и боль России. Неисчислимые
войны. Набеги захватчиков. Исчезнут викинги. Но Великий путь из варяг в
греки по Днепру, объединивший Россию, будет существовать еще многие столетия.
Более подробно о Смоленской земле как о центральном
пункте Великих водных путей расскажем в следующей главе.